Хидэё Ногути: Я не понимаю!

Хидэё Ногути (1876 – 1928)
японский бактериолог, купюра 1000 йен 2004 г.

Сейсаку Ногути решил стать доктором еще в раннем детстве. В возрасте полутора лет он упал в очаг и получил тяжелые ожоги левой руки. В маленькой деревеньке Инавасиро, многострадальной префектуры Фукусима, не было доктора, так что хирургическую помощь мальчик получил только в 7 лет, когда пошел в школу. К счастью, мобильность левой руки удалось восстановить на 70%, это позволило будущему ученому в дальнейшем принимать участие в опасных экспедициях в Африку и Южную Америку.

Не удивительно, что после школы Сейсаку Ногути поступил в ученики к тому самому доктору, который провел операцию вернувшую ему руку — Канаи Ватанаби. Затем Ногути поступил в Saisei Gakusha, лучший частный медицинский университет в Токио, который блестяще закончил в 1897 г. Чуть позже, после прочтения романа о гениальном, но ленивом докторе Сейсаку, разрушившем свою жизнь, Ногути меняет свое собственное имя на Хидэё.

В 1900 г. Хидэё Ногути переезжает в США и начинает работу в Университете Пенсильвании и Рокфеллеровском университете. Одной из причин переезда в США стала сложность получения медицинских должностей в Японии, второй — опасение, что его уродство станет причиной недоверия пациентов к врачу-калеке. В научных же исследованиях инвалидность не имела значения.

Основной работой Ногути стало исследование бледной трепонемы, одного из возбудителей сифилиса и причины прогрессивного паралича мозга. Кроме того, японский бактериолог изучал причины и искал вакцины против желтой лихорадки, бартонеллеза, трахомы, полеомелита.

Фигура Хидэё Ногути семь раз рассматривалась в качестве кандидата на Нобелевскую премию по физиологии и медицине в 1913-1915, 1920, 1921 и 1924-1927, но ученый так и не получил награду.

В 1918 г. доктор Ногути путешествовал по Центральной Африке и Южной Америке и даже умудрился получить звание полковника армии Эквадора.

В 1928 г. Хидэё Ногути в Африке, пытается подтвердить собственную теорию о том, что возбудитель желтой лихорадки бактерия спирохеты, а не вирус. Он ошибался. Последним словами ученого, умирающего от желтой лихорадки на Золотом берегу в Аккре (сегодня это столица Ганы), стала фраза “Я не понимаю!”.

Остатки Хидэё Ногути вернули в США и они были захоронены на кладбище Вудлон в Нью-Йорке.

Интересно, что несмотря на признанные при жизни успехи доктора Ногути, более поздние исследователи не смогли подтвердить многие из его гипотез относительно возбудителей сифилиса, полиомиелита, бешенства и т.д.

Оставьте комментарий